Работа с родителями. Воспитательная работа.
Рекомендации родителям и детям по организации дистанционного
обучения.
Шаг 1. Подготовить рабочее место
На дистанционном
обучении ученик занимается даже больше, ведь доля самостоятельной работы
увеличивается. Поэтому очень важно, чтобы у него было место, где
он сможет спокойно заниматься 4-5 часов в день.
Шаг 2. Распланировать день и откалибровать режим
Не исключено, что
в первые недели ребенку трудно приноровиться к новой реальности:
вроде бы он и дома, а учиться все равно нужно. Причем речь
идет именно о самостоятельной работе, ведь теперь вместо обычных уроков
у него видеозаписи в YouTube, тексты в учебниках
и интерактивные занятия. Поэтому родителям придется самим следить, чтобы
учебный распорядок не нарушался.
Родителям нужно самим
составить график занятий, не забывая о 15-минутных перерывах
между уроками. Очень важно, чтобы ребенок во время этих переменок вставал
и хотя бы немного двигался, пил воду, делал гимнастику для глаз,
переключался с учебы на что-то другое.
Но желательно,
чтобы перерывы не «разбивали» занятие одним предметом,
а разграничивали разные: позанимались математикой, отдохнули,
переключились на английский язык. Через три часа после начала занятий
стоит устроить долгий перерыв — 30–40 минут. Родители могут даже
нарисовать расписание на каждый день и включить в него
не только уроки и переменки, но и фруктовые перекусы, мытье
рук и разминки.
Очень жесткое
соблюдение режима дня сейчас важно, как никогда: это поможет снизить
тревожность и приноровиться к дистанционному обучению. Гиперактивные
дети при правильном режиме лучше концентрируются, а медлительные —
быстрее включаются в работу. Но ребенку сложно следовать распорядку
самостоятельно, так что руководство родителей здесь необходимо. Ребенок,
обучаемый дистанционно, все равно должен понимать, что бездельничать ему никто
не позволит.
Шаг 3. Поддерживать связь с учителем
Дистанционное
образование — новая технология, и вполне естественно, что родителям
или ребенку что-то будет непонятно. Задавать вопросы учителю
совершенно нормально. Более того, это лучше, чем пытаться догадаться, как
теперь проходит подготовка к контрольной, тестирования, уроки
и выполнения домашних заданий.
Шаг 4. Не забывать про мотивацию
Даже у самого
опытного учителя не всегда есть возможность похвалить ученика, однако,
мотивации много не бывает. «Хвалите детей, вдохновляйте их» — эта
рекомендация, которую часто повторяет любой детский психолог, сейчас очень
актуальна. Следите за успехами ребенка и акцентируйте внимание
на том, чего он уже добился, а не на том, что
у него не получается. Например, «Ты уже решил три задачки,
молодец, осталось всего пять!» вдохновит ребенка сильнее, чем «Так долго
возился и решил всего три примера?!».
Можно устроить
наглядную демонстрацию успехов. Например, цеплять на пробковую доску
цветные листочки с хорошими отметками. Или в начале недели
пришпиливать на нее карточки с заданиями, а по мере
выполнения снимать их.
Хорошо работают
и вознаграждения. Например, пицца с доставкой или лишний час
мультиков за 10 выполненных вовремя выполненных уроков.
Шаг 5. Убедиться, что ребенок не страдает от одиночества
В условиях
дистанционного обучения ребенку важно как можно больше общаться
и с учителями, и с ребятами из класса — это
поможет избежать ощущения, что школьник оказался в полной изоляции.
Одноклассники могут помочь разобраться с какими-то техническими моментами
и домашними заданиями, а учитель — в индивидуальном порядке
объяснить сложную тему. Контакт с друзьями тоже необходим.
Дети переживают
социальную изоляцию хуже, чем многие взрослые, ведь для них друзья — очень
важная часть их мира. Недопустимо лишать ребенка общения с приятелями
даже в качестве наказания за плохую оценку. При этом, родители должны
следить, чтобы звонки и переписки в мессенджерах не мешали
учебе — болтать с друзьями можно только после того, как все задания
выполнены.
Шаг 6. Помнить о гигиене и физических нагрузках
Даже
те из нас, кто и раньше мог считаться атлетом лишь
с большой натяжкой, сейчас определенно испытывают недостаток физической
активности. А движение крайне важно: даже минимальные физические нагрузки
улучшают кровообращение, помогают поддерживать хорошую осанку и повышают
концентрацию.
Каждый день должен
начинаться с легкой растяжки или зарядки, да и в течение
дня необходимо немного двигаться. На YouTube и в Instagram можно
найти сотни тысяч тренировок от звезд фитнеса и гимнастику для детей
всех возрастов. Свежий воздух необходим для работы мозга, поэтому нужно
проветривать комнату, где сидит учащийся, не менее двух раз в день.
Чтобы у ребенка
не случилось обезвоживания, родителям следует ставить рядом
с компьютером большой стакан воды (к концу дня он должен быть
пуст!). И важно следить за тем, чтобы ребенок не отправлялся
в «класс» в пижаме: одежда должна быть удобной,
но не домашней. В школе необходим серьезный деловой настрой,
а пижама этому ну никак не способствует.